Домой Финансы и бизнес Особенности печати на скатертях

Особенности печати на скатертях

Печатным рисунком замкнутого композиционного построения оформляется небольшое количество изделий для жилого и общественного интерьера. Основная их часть — скатерти.

Как и декоративные полотна, скатерти с печатным рисунком используются чаще в жилом интерьере (кухня, загородное помещение), иногда скатерть дополняется салфетками.

В последние годы печатью оформляются ковровые штучные изделия, рисунки которых пока имитируют сложные орнаментальные решения традиционных ковров. На некоторых предприятиях, где осуществляется печать по нетканым полотнам, оформляются пледы и одеяла, но их рисунки не имеют замкнутой композиции и строятся в основном как рисунки раппортного характера.

Современные технологии позволяют наносить на ткань даже электронные схемы, которые можно носить в виде одежды и неоднократно стирать. Для этого группа ученых Кембриджского университета использовала чернила на основе графена, пишет http://ottiska.net/.

В группе бельевых тканей рисунками с монокомпозицией оформляются ткани для наволочек. Рассмотрим основные принципы построения наиболее значительной группы штучных изделий с печатным рисунком для интерьера — группы скатертей. Скатерть — квадратный или прямоугольный по форме кусок ткани, который в процессе использования приобретает другую, более сложную объемную форму. Расстеленная на столе, она имеет более или менее активные зоны обозрения. От этого и зависит распределение рисунка в плоскости скатерти.

Наиболее активно воспринимается часть скатерти, которая лежит на горизонтальной поверхности стола. Но эта поверхность предназначается для заполнения ее предметами сервировки. Поэтому центральная часть скатерти может быть активной по цвету, но не должна дробиться цветом и обилием форм. Следующие по значению — боковые стороны скатерти. Они смотрятся в расправленном виде, и рисунок, расположенный на них, хорошо читается на расстоянии. Наиболее пассивная часть скатерти — углы. Рисунок в них всегда ломается в складках и полностью не прочитывается. Тем не менее логичная стыковка боковых сторон рисунка под прямым углом очень важна и ставит перед художником много композиционных задач: размещение элементов в углу должно быть закономерным, оправданным всем строем композиции. Формы орнамента, за-компонованные в углу, должны естественно продолжать ритмический и пластический характер рисунка обеих боковых сторон скатерти. Не рекомендуется «резать» формы орнамента, помещать в углу формы, во многом отличные по характеристикам (цвету, пластике, внутренней разработке) от форм орнамента боковых сторон скатерти. Схемы построения рисунков скатертей в большинстве случаев симметричные: в квадратной форме обычно используется схема с двумя взаимно перпендикулярными осями симметрии, в прямоугольной — с одной или двумя осями симметрии. Один из вариантов решения рисунка для квадратной скатерти — круговое расположение орнамента. Композиция вызвана использованием квадратной скатерти на круглом столе.

Несколько линий концентрических окружностей могут решаться в одинаковых орнаментальных формах, а могут иметь различное по характеру орнаментации решение.

Современное оформление интерьера предусматривает ансамблевое решение текстильных изделий по нескольким принципам. Один из принципов — построение рисунков штучных изделий по мотивам, аналогичным мотивам раппортных тканей драпировок и мебели. Такие рисунки отличаются только построением и небольшой вариацией элементов орнамента. Этот принцип можно назвать принципом тождества. Близкий к этому принципу — нюансный принцип отношений слагаемых ансамбля. При таком решении рисунки штучных изделий отличаются не только построением, но и масштабом орнаментальных мотивов, колоритом.

Более сложное построение ансамбля изделий — по принципу контраста. Прежде всего используется цветовой контраст. Обычно роль доминанты в контрастном построении ансамбля выполняет штучное изделие, в том числе и скатерть. Ансамбль можно также построить, объединив текстильные изделия тематически, подчинив рисунки штучных и метровых изделий какой-либо одной образной теме. При разработке комплекта рисунков драпировочной ткани и скатерти необходимо выбрать принцип построения комплекта, согласовать масштабы орнаментальных форм, выявить роль каждого изделия в ансамбле интерьера.