В русском фольклоре встречаются такие персонажи как поляницы. Они сражаются наравне с богатырями, а иногда и против них, не уступают им в силе и отваге. Эти необычные герои — славянские девы-воительницы, аналог греческих амазонок. И они не плод воображения древнерусских авторов сказок и былин. Поляницы существовали на самом деле.
Жизнь людей в древнем мире была тяжела и опасна. Так что для выживания брать в руки оружие нередко приходилось и представительницам слабого пола, хотя как раз в физической слабости упрекнуть их было нельзя. Женщины наравне с мужчинами ходили на охоту и были добытчицами, участвовали в войнах и даже образовывали собственные матриархальные государства. Благодаря археологическим раскопкам удалось подтвердить факт, отраженный в греческих мифах: амазонки жили закрытыми общинами, мужчин среди них было мало и их голоса не были решающими. А девочек здесь с малых лет обучали верховой езде и владению оружием.
Прототипами поляниц из былин являются, вероятнее всего, скифские воительницы, представительницы кочевых племен, скитавшихся по бескрайним степям-полям, за что и получили свое прозвище. В русских преданиях наши амазонки выезжали в поле на богатырских конях, в доспехах, с копьями и мечами и даже вели за собой целые войска.
Предания старины глубокой
Чаще всего поляниц в фольклоре изображают мощными, рослыми, статными женщинами, но отнюдь не мужеподобными, а очень красивыми. Хотя их иногда и путали с мужчинами, но только из-за того, что они были одеты в точно такой же доспех и сражались с не меньшим мастерством. Иногда даже и побеждали, хотя чаще победу одерживали над ними — на плененных поляницах богатыри потом женились.
В сказках девушки иногда становятся воительницами-поляницами под давлением обстоятельств. Например, для спасения горячо любимого мужа из плена. Так пришлось поступить красавице и умнице Василисе Микулишне, которая переодевшись мужчиной сумела вызволить из темницы князя Владимира своего супруга Ставра Годиновича. Ее так и не раскрыли, даже муж не узнал в итоге.
Сестра Василисы Настасья, примеряя на себя роль поляницы, преследует другую, менее благородную цель — она хочет потешить свое самолюбие и победить в бою богатыря. В итоге девушка за это поплатилась: ее вызов принял Добрыня Никитич, который победил амазонку и женился на ней.
Русские амазонки на новый лад
Мирная жизнь на Руси не наступила после того, как закончилась древняя эпоха, отраженная в сказках и былинах. А значит, и русские амазонки-поляницы не исчезли с лица земли, просто поменяли ипостась. Например, в исторических документах, повествующих о походах князя Святослава, упоминается о женщинах-воительницах, причем они настолько хорошо влились в ряды мужчин, что об их существовании узнали только после того, как стали погребать тела павших после сражения.
Смелые воительницы принимали участие в обороне крепостей от татаро-монголов. В 1641 году в рядах армии, отражавшей нападение турков во время «Азовского сидения», были и казачки, воевавшие верхом. Они метко стреляли из лука и сумели убить немало врагов. В 1774 году в битве с татарами и турками за станицу Наурскую принимали участие полторы сотни вооруженных женщин, которые, в том числе стреляли из пушек и поливали неприятеля кипятком из чанов с крепостных стен.
Пришёл Рюрик из за моря, со всей Русью !
С русской балалайкой, русской водкой, русской баней,
русской матрёшкой, русской гармошкой, русским Матом !!!
— Мы русские -ЗАМОРСКИЕ ! НЕ ТО ЧТО ЭТИ МЕСТНЫЕ !!!
Поляне, Древляне, Вятичи, Кривичи и прочие Муромцы…
да в русских сказках есть богатырши но о полянках не слышал