Популярный отечественный сувенир, изображающий русскую девушку по имени Матрена, расписная чудо-кукла появилась вовсе не в старинные времена, а всего лишь в конце 19-го столетия. Но кто точно ее смастерил, и откуда пошел этот образ многоуровневой фигурки – вопрос до сих пор остается спорным. В истории появления исконно русского инструмента, звонкой балалайки, тоже немало загадок и версий, согласно которым, струнный инструмент по своему происхождению может быть вовсе и не таким уж русским.
Прообраз матрешки из Страны восходящего солнца
Едва появившись на свет, деревянная красочная матрешка уже в первый год 20-го века покорила иностранцев во время Всемирной выставки, проходившей в столице Франции. Интересной кукле-забаве по имени Матрена вручили звание «образца русского национального искусства», а также наградили экспонат золотой медалью.
Согласно официальной версии, первая куколка-матрешка стала продаваться в магазине, а по совместительству, мастерской Анатолия Мамонтова, из семьи знаменитых промышленников Мамонтовых. Магазинчик торговал детскими товарами. Откуда же появился прообраз первой куклы-сувенира? Предполагают, что именно супруга Анатолия Ивановича привезла из далекой Японии национальную фигурку с изображением бога мудрости, ума и просвещенности по имени Фукурокудзю.
Согласно японским религиозным взглядам, существует семь богов истинного счастья. Поэтому статуэтку изготавливали полой, а внутри располагалась еще шесть фигурок, одна в другой. Русский художник-модернист Сергей Малютин впервые увидел японский забавный сувенир, и у него возникла идея сделать подобный, но с российским характером. По его просьбе токарь, изготовитель игрушек В. П. Звездочкин сделал деревянную модель будущей матрешки, а сам живописец принялся ее расписывать.
Первая отечественная кукла-крестьянка
Деревянная заготовка превратилась в забавную русскую девочку-крестьянку, пышную, краснощекую, в национальном сарафане. В руках она держала петуха. Хотя сам Звездочкин утверждал, что якобы он сам придумал новую игрушку. А вот кто именно ее расписывал, токарь позабыл. Со временем скромные и непримечательные куколки становились все более красочными, с узорами. Однажды была изготовлена многоуровневая игрушка, состоящая их двадцати четырех матрешек. Но потом этот был побит, и в 1913-м году свет увидел сувенир, включающий в себя всего сорок восемь красавиц-матрешек.
Инструмент с иноземным прошлым
Идея создания такого музыкального инструмента, как балалайка, возникла у наших предков, глядя на татарские или киргизские домбры. Отечественным изобретением стала лишь сама треугольная форма корпуса. Инструмент впервые упоминался в документах 17-го столетия, хотя, скорее всего, его знали уже намного раньше. Как-то раз барин В. В. Андреев осматривал свои владения. Его так поразила игра дворового на простой балалайке, что Василий Васильевич решил доверить работу по усовершенствованию инструмента известному мастеру по фамилии Иванов, а после распространить струнную красавицу среди народа русского.
Вскоре каждому служивому стали выдавать обновленную и улучшенную балалайку, на которой умельцы виртуозно играли самые известные в России народные мелодии.