Домой Новости Нужен ли общественный транспорт?

Нужен ли общественный транспорт?

446
11

Мы привыкли, что общественный транспорт считается более экономически выгодным с точки зрения общества, чем машина (хотя понятно, что с точки зрения личности содержание автомобиля значительно дороже пользования автобусом).  Выдвигаю тезис, что польза общественного транспорта завышена.

Риторика сторонников ОТ заключается в том, что автобус на 100 человек занимает на дороге гораздо меньше места, чем если эти 100 человек рассадить на 50-80 автомобилей.

Дело в том, что мы имеем дело не со статичной, а со сложной динамичной системой. При рассчёте пропускной способности дороги нужно учитывать не только количество транспортных средств, но и их габариты и динамику. Особенно важынм параметром является длина.

По всем этим параметрам автобус отнюдь не выигрывает. И всем знакома ситуация, когда автобус может запрудить перекрёсток на 2-3 светофорных цикла, и за это время там могло бы проехать те же 80 автомобилей. Особенно если автобус поворачивает налево. Кроме того автобус движется в полтора-два раза медленнее потока, т.е. загружает проезжаемый участок дороги в два раза дольше, чем автомобиль.
Кроме того, с точки зрения потребителя один автобус никак не заменяет один автомобиль, ибо движется по фиксированному маршруту. Поэтому в процессе перемещения по городу потребителю приходится делать 1-2 пересадки. Так что мы не можем просто заменить 10000 автомобилей на 100 автобусов, их понадобится как минимум 300, а реально – ещё больше.

Резюмируя всё вышесказанное мы приходим к выводу, что в условиях плотного мегаполиса вреда от ОТ больше, чем пользы. Он выигрывает у автомобиля в компактности, но многократно проигрывает в гибкости, сводя на нет главную задачу дорожного движения – оптимизацию доставки людей по городу. И если представить себе мегаполис без ОТ вообще, то при возросшем количестве автомобилей средняя скорость и гибкость потока значительно возрастёт.

Ящитаю, парадигма транспортного развития в сторону приоритета ОТ в корне неверна. От громоздкого ОТ нужно избавляться, замещая его частично личным автотранспортом, частично новыми системами смарттакси/гуглтакси, частично всякими моторикшами. Кроме того – развивать институт попутчиков, обеспечивая какие-нибудь льготы тем, кто регулярно подвозит людей. (Например, установить системы, отслеживающие номер и количество людей в машине, и начислять бонусы на бензин тем, кто часто ездит вдвоём-втроём.)