На картинах раннего Средневековья можно увидеть странные фигуры с неправильными пропорциями и страшноватыми лицами. Это не демоны или черти, а просто маленькие дети. Об этом можно догадаться по сюжету художественных произведений, но не по самим изображениям. Потому что дети выглядят как карлики или неизлечимо больные уродцы либо как хмурящиеся старички небольшого, по сравнению с остальными взрослыми, роста. Причина такого феномена заключается вовсе не в нелюбви средневековых живописцев к малышам. Все гораздо сложнее.
Методом проб и ошибок
Чаще всего художники раннего Средневековья просто не умели рисовать детей. В этот период истории, предшествовавший эпохе Возрождения и возвращения античных культурных ценностей, живописцам приходилось заново придумывать творческие приемы. Поэтому, по сути, они учились рисовать с нуля. И, естественно, у них не все получалось сразу, приходилось методом проб и ошибок учиться правильным пропорциям, композиции, изображению с натуры.
Даже изображения взрослых на полотнах раннего Средневековья выглядят порой уродливо. Но все-таки полностью сформировавшуюся фигуру с более-менее известными пропорциями рисовать легче. А писать с натуры ребенка гораздо сложнее, в чем признаются даже современные художники, что уж говорить о творцах, живших в самую смутную, темную и невежественную историческую эпоху.
Ребенок — это маленький взрослый
В раннем периоде Средневековья не существовало такой науки, как педагогика. Ее начала заложил только в XVI веке Ян Амос Каменский. Именно он провозгласил главную догму: ребенок — это не маленький взрослый, детство — это особый период жизни человека, характеризующийся взрослением и развитием. И только после усвоения очевидной, на наш взгляд, истины, к детям стали относится по-особому. А до того к ним предъявляли те же требования, что и к взрослым, не делая скидку на отсутствие опыта, знаний и сил.
По сути, у ребенка в средние века детства не было. Отпрыски аристократов с младых ногтей учились управлять людьми, зубрили религиозные догматы, мальчики тренировались в воинском искусстве, девочки учились прясть и вышивать, а в 12-14 лет уже выходили замуж. Дети из бедных детей с самого раннего возраста тяжело трудились. Считалось так: если в семье есть еще один едок, то свою долю он должен отрабатывать.
Неудивительно, что и художники Средневековья зачастую не делали различий между взрослыми и детьми, изображая и тех, и других почти одинаково. Поэтому угадать ребенка на картине можно было либо по маленькому росту, либо по сюжету.
Под влиянием религии
Чаще всего в виде ребенка на картинах раннего Средневековья изображали Иисуса Христа. Есть очень много полотен, где его, как младенца, держит на руках Мадонна. И, естественно, существовали определенные церковные каноны написания подобных картин. В частности, нельзя было рисовать Христа именно как неразумного ребенка, ведь по легенде он пришел в мир уже мудрым и всепонимающим.
Поэтому изображения Иисуса на картинах раннего Средневековья принято называть гомункулярными — от слова «гомункул», то есть «человечек». Христос на картинах имеет пухлое тело младенца и лицо взрослого человека, а иногда даже лысеющего старика. Когда Сына Божьего изображали в более зрелом возрасте, то лицо у него оставалось тем же, менялись только пропорции фигуры. Эту же тенденцию перенесли на всех остальных детей, присутствующих на картинах средневековых живописцев.